Холод не стал помехой для купания в крещенской проруби

О проекте Партнеры

Холод не стал помехой для купания в крещенской проруби

21-01-2009, 07:46 / Православие, Религия Печать

Холод не стал помехой для купания в крещенской прорубиВ старое время родилась на Руси традиция - в праздник Богоявления окунаться в крещенскую прорубь - Иордань, несмотря на суровые и жестокие зимние холода.

Эта традиция сохранилась до наших дней. Повсюду в России - и на теплом юге, и в суровой Сибири - на Крещение люди купаются в естественных водоемах: реках, озерах, морях.

Однако нельзя забывать, что, прежде чем "прыгать" в прорубь , надо побывать на богослужении, покаяться в грехах на исповеди, причаститься Святых Таин Христовых. И тогда омовение освященной водою принесет нам пользу для духа и тела.

"Почти 150 тысяч москвичей ( а по всей России куда больше) приняли участие в праздничных богослужениях вечером в воскресенье и в ночь на понедельник. Ночные богослужения посетили 36 тысяч человек и 27 300 жителей Москвы встретили праздник в Крещенской купели", - рассказал в понедельник представитель управления информации столичного УВД. Все желающие могли окунуться в 15 специально организованных для этих целей местах" - рассказал в понедельник представитель управления информации столичного УВД

"В прошлом году этот показатель был в два с лишним раза ниже. Тогда в пяти водоемах купалось около 12 тысяч человек", - отметил милиционер.

Как передает "Инетрфакс", в 2008 году в службах приняло участие в полтора раза меньше людей - 101 тысяча человек.

Отмечаемый 19 января праздник установлен в память описанного в Евангелиях Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан (Еванг. от Матфея, глава 3, стихи 13-17, Еванг. от Марка, глава 1, стихи 9-11, Еванг. от Луки, глава 3, стихи 21-22).

Праздник получил название Богоявление (греч. Epiphania, Theophania), поскольку во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.

Согласно христианскому вероучению, именно после Крещения Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, приводящее в жизнь вечную. Поэтому принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к Церкви (Еванг. от Иоанна, глава 3, стих 5).

В древности существовал обычай совершать в праздник Богоявления крещение оглашенных (или "оглашаемых христианским учением", т.е. готовящихся принять таинство Крещения), поэтому праздник называли также Святым днем светов, или праздником Просвещения.

В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II в. и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым. В IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а за праздником Богоявления сохранилась прежняя дата - 6 января.

В традиции Восточной Церкви общее празднование Богоявления продолжается 12 дней (2-14 января). Ближайший перед праздником воскресный день называется Неделей перед Просвещением. В навечерие праздника совершается особое богослужение - царские часы и соблюдается строгий пост - крещенский сочельник. В первый день праздника прославляется само событие Богоявления - Крещение Иисуса и явление трех лиц Божества. Второй день праздника (7 января) посвящается воспоминанию и прославлению Иоанна Крестителя как совершившего таинство Крещения Господня (Еванг. от Матфея, глава 3, стихи14-15) - поэтому он получил название Собор Иоанна Предтечи.

Характерным элементом праздника является обряд водоосвящения - "великого освящения воды на Иордане", который в сельской местности обычно совершается в естественных водоемах, а в городских условиях - в храмах. Эта традиция сложилась еще в первые века христианства. Вода, освященная в праздник Богоявления, считается святыней (греч. agiasma): ее хранят на протяжении всего года, окропляют ею различные предметы, принимают в случае болезни и дают пить тем, кто по каким-либо причинам не может быть допущен к таинству Евхаристии.

Протоиерей Игорь Пчелинцев разъясняет некоторые вопросы о крещенской воде:

— Что такое крещенская вода? Чем она отличается от обычной?

— Освящение воды — это призывание на нее благодати Святого Духа. Человек верующий пьет святую воду не просто для утоления жажды, а ради усвоения ее благодатных свойств, для излечения от болезни или душевного уныния, очищения жилища от всяческой скверны. Окропление и омовение изгоняют вражеские силы.

— С какого числа, с какого времени вода считается освященной?

Здесь исчисление не астрономическое, в церкви все достаточно просто. Накануне Крещения, в Крещенский сочельник, совершается литургия и освящение воды. Это первоосвящение. Так получилось исторически, что освящают воду два раза: первый раз — накануне Крещения в храме. Потом по обычаю — в основном, наверное, русскому — шли освящать живую воду — источники, озера, реки, рубили во льду проруби , украшали их, возводили чуть ли не часовни из льда.

В древности чаще, а сейчас реже богослужение совершается ночью. В народе бытует мнение, что вода становится священной с 00.00 ночи, и я бы не стал это полностью опровергать, хотя как человек церковный больше ориентируюсь на то, что происходит в храме. Освятили в храме воду — с этой минуты она становится святой.

— То есть эта вода используется как некое оружие?

— Да, но это духовное оружие.

Великое водоосвящение проводится два раза в год. В день Крещенского сочельника постятся, чтобы выпить этой воды натощак.

Особенность Богослужения этого праздника — великое освящение воды, совершаемое накануне в Крещенский сочельник во время литургии. В некоторых церквях водоосвящение бывает еще на источниках, реках и озерах, куда священнослужители выходят крестным ходом, который называется ходом на Иордан.

У верующих людей есть благочестивый обычай — утром натощак выпивать немножко крещенской воды и съедать кусочек церковной просфоры, который берут в храме в субботу-воскресенье. Если в дни церковных праздников нет возможности сходить на службу, помолитесь дома и покропите святой водичкой свое жилище.
Купание не является обязательным правилом. Дело это благословенное, но не обязательное. Ведь люди разные, кто-то может искупаться в ледяной воде зимой, а кто-то нет, кому-то это неполезно — состояние здоровья такое, что не по силам. А для некоторых купания в крещенской проруби становятся искушением — слишком много на себя берет. Церковь не требует от человека подвига свыше его сил. Можно прийти домой и не ледяной крещенской водой, а просто прохладной, окатиться в ванной, поскольку благодатная сила одна. И зависит она не от температуры воды, не от ее количества и качества, а от веры человека.

С праздником Святого Богоявления и Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

Ронс-информ
Поделиться
Код для блога

Комментарии (0)

Популярное

Последние новости

Сегодня 8 ноября, Четверг(26 октября по церковному календарю)

Великомученик Димитрий Солунский.

Трапеза:Поста нет.

Вмч. Димитрия (икона, храм, молитвы) Солунского. Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения) бывшего в Царьграде. Мч. Луппа (икона). Прп. Афанасия Мидикийского. Прп. Феофила (молитвы) Печерского, архиеп. Новгородского. Прп. Димитрия (икона) Басарбовского, Болгарского.

Справедлив ли приговор Pussy riot?

Приговор слишком мягкий
Приговор оптимален
Наказать без тюремного заключения
Не наказывать вовсе
Голосовать Результаты

машина-каталка Джип, Полесье

наверх