
145 правило Карфагенского собора гласит: «Когда на состоящих в клире доносители представляют многие обвинения, и одно из них, о которых во первых происходило исследование, не могло быть доказано, после сего прочие обвинения да не приемлются».
Не так давно небезызвестный рок-игумен Сергий (Рыбко, на фото) заявил, что общеизвестный и почитаемый народом старец – архимандрит Петр (Кучер) является сектантом, а община сестер Свято-Боголюбовского монастыря – сектой.
Секта – это группа людей, исповедующая какое-либо свое, отличное от Церкви, учение. В «Пособии для православных миссионеров по сравнительному богословию и сектоведению» А. И. Хвыля-Олинтера дается следующее определение секты: «По отношению к Православной Церкви, которая основана Самим Богом, секта – каждое религиозное объединение, действующее вне и против этой Церкви».
Ни в Священном Писании, ни в Правилах святых Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и святых Отцов слова «секта» не встречается. Везде применяется термин «ересь». И действительно, «секта» – синонимом слова «ересь». Ересь же – это искажение Православного вероучения. Святитель Василий Великий, говоря о древних святых Отцах, их понимании ереси, пишет: «Еретиками называли они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся» (1-е правило). Как правило, о сектах говорят в том случае, когда хотят обозначить какое-либо течение в той или иной ереси или псевдорелигии. Например, лютеранская ересь разделилась на несколько сот сект и продолжает делиться до сих пор.
Получается, в отношении Православной Церкви, группы православных людей (например, православного монастыря, общины или прихода) применять определение «секта» и «сектант» неуместно. Это признак либо слабой богословской образованности, либо полного отсутствия такого рода образования. И игумен Сергий (Рыбко) – как раз-таки являет собой характерный пример богословского невежи.
Ведь насколько его утверждение – обвинение архим. Петра в сектантстве – соответствует действительности? Как мы уже определили, главным признаком сектанта является наличие в его учении ереси. Рок-игумен не смог предъявить старцу таких фактов. И не мудрено. Отец Петр – ревнитель Православия. Он не только борется с древними ересями, но и противоборствует новым лжеучениям, в частности, экуменизму, к которому столь неравнодушен Рыбко и его подельники.
И в Свято-Боголюбском монастыре мы не находим никакого совпадения с определением секты, данным А. И. Хвыля-Олинтером, который был на момент издания пособия начальником Информационно-аналитического Центра Миссионерского Отдела Синодальных учреждений РПЦ (МП). Свято-Боголюбский монастырь никак не подпадает под это определение: он действует в лоне Русской Православной Церкви, в полном соответствии с ее догматами и канонами. Монашествующие обители пребывают в Церкви и ни коим образом против нее не борются. Потому называть православный монастырь сектой – просто кощунство.
Принимая во внимание приведенное в начале статьи 145 правило Карфагенского собора и доказав без труда, что первое обвинение игумена Рыбко на отца Петра не подтвердилось, можно с уверенностью не принимать и отвергнуть и прочие его лжесвидетельства.
Александр Павлов, Русь-фронт
