Благочестивая жизнь царя Иоанна Грозного

О проекте Партнеры

Благочестивая жизнь царя Иоанна Грозного

13-10-2009, 15:21 / Статьи Печать

Благочестивая жизнь царя Иоанна ГрозногоВрядли можно до конца понять течение русской истории, не разгадав личности Грозного царя. Духовная проказа рационализма, лишая веры, лишает и способности понимать тех, для кого вера есть жизнь. Окаменевшие неверием сердца повлекли за собой слепоту духовную, лишив историков возможности увидеть сквозь туман наветов и клевет настоящего Иоанна, услышать его искренний, полный горячей веры голос.

Подвижнический характер имела вся личная жизнь царя. Это ярче всего проявлялось в распорядке Александровской слободы. Шумную и суетную Москву царь не любил, наезжая туда «не на великое время». В Александровской слободе он все устроил так, как хотел, вырвавшись из церемонного и чинного порядка государевой жизни с его обязательным сложным этикетом и неизбежным лицемерием. Слобода, собственно, была монастырем в миру. Несколько сотен ближайших царских опричников составляли его братию, а себя Иоанн называл «игуменом всея Руси». (Царь не раз хотел постричься, и последний раз, после смерти сына в 1581 году, лишь единодушная мольба приближенных предотвратила осуществление этого намерения).

Опричная «братия» носила монашеские скуфейки и черные подрясники. Жизнь в слободе, как в монастыре, регулировалась общежительным уставом, написанным лично царем. Иоанн сам звонил к заутрене, в церкви пел на клиросе, а после обедни, во время братской трапезы, по древней иноческой традиции читал для назидания жития святых и святоотеческие поучения о посте, молитве и воздержании.
По благочестию в личной жизни с Грозным царем может сравниться, пожалуй, лишь царь Тишайший — Алексей Михайлович, проводивший в храме по пять часов в день и клавший ежедневно от тысячи до полуторы тысячи земных поклонов с молитвой Иисусовой.

Известно, сколь трепетно и благоговейно относится Православная Церковь к богослужебным текстам. Сочинители большей их части прославлены ею как святые, свыше приявшие дар к словесному выражению духовных, возвышенных переживаний, сопровождающих человека на пути христианского подвижничества. Так вот — стихирами, писанными царем Иоанном Васильевичем, церковь пользовалась на своих богослужениях даже тогда, когда со смерти его минул не один десяток лет.

Полно и ясно раскрывался внутренний мир царя и в его постоянном общении со святыми, преподобными, иноками, юродивыми, странниками. Самая жизнь царя Иоанна началась при непосредственном участии святого мужа — митрополита Иоасафа, который, будучи еще игуменом Свято-Троицкой Сергиевой лавры, крестил будущего государя Российского прямо у раки преподобного Сергия, как бы пророчески знаменуя преемственность дела Иоанна IV по отношению к трудам великого святого. Другой святой митрополит — Макарий — окормлял молодого царя в дни его юности и первой ратной славы. Влияние первосвятителя было велико и благотворно. Митрополит был ученейшим книжником. Своим блестящим образованием Грозный во многом обязан святому Макарию, десятки лет работавшему над огромным трудом, Минеями-Четьями, в которых он задумал собрать все «чтомыя книги, яже в русской земле обретаются». Мудрый старец не навязывал царю своих взглядов — окормляя его духовно, — не стремился к почету, власти, и потому сумел сохранить близость с государем, несмотря на все политические бури и дворцовые интриги. «О Боже, как бы счастлива была русская земля, если бы владыки были таковы, как преосвященный Макарий да ты», — писал царь в 1556 году Казанскому архиепископу Гурию.

Особенно любил Иоанна и его добродетельную супругу преподобный Антоний Сийский, просиявший святостью жизни в тундре далекого Севера. Он приходил в Москву, беседовал с царем и пользовал его своими поучениями до кончины своей в 1556 году.

Знаменитый московский юродивый Василий Блаженный хаживал к царю, не стеснялся обличать его в рассеянности при молитве, умерял царский гнев ласковым: «Не кипятись, Иванушка...» Блаженный умер на руках у царя, предсказав ему, что наследует государство Российское не старший сын Иван, а младший — Феодор. При погребении святого царь сам с ближними боярами нес его гроб.

Отдельного упоминания стоит история взаимоотношений царя со святым митрополитом Филиппом, принявшим кафедру московских святителей в 1566 году.

Можно еще приводить примеры отношения Грозного царя к святым, праведникам, архиереям и юродивым. Но все они и дальше будут подтверждать, что поведение его всегда и во всем определялось глубоким и искренним благочестием, полнотой христианского мироощущения и твердой верой в свое царское «тягло» как Богом данное служение. Даже в гневе Иоанн пребывал христианином. Вот что сказал он Новгородскому архиепископу Пимену, уличенному в измене собственноручной грамотой, писанной королю Сигизмунду. Архиерей пытался отвратить возмездие, встретив царя на Великом мосту с чудотворными иконами, в окружении местного духовенства. «Злочестивец! В руке твоей — не крест животворящий, но оружие убийственное, которое ты хочешь вонзить нам в сердце. Знаю умысел твой... Отселе ты уже не пастырь, а враг Церкви и святой Софии, хищный волк, губитель, ненавистник венца Мономахова!»

Приняв на себя по необходимости работу самую неблагодарную, царь, как хирург, отсекал от тела России гниющие, бесполезные члены. Иоанн не обольщался в ожидаемой оценке современниками (и потомками) своего труда, говоря: «Ждал я, кто бы поскорбел со мной, и не явилось никого; утешающих я не нашел — заплатили мне злом за добро, ненавистью — за любовь». Второй раз приводим мы изречение Иоанна, теперь уже с полным правом говоря — воистину так!

В отличие от историков, народ верно понял своего царя и свято чтил его память. Вплоть до самой революции и последовавшего за ней разгрома православных святынь Кремля к могиле Грозного царя приходил простой люд служить панихиды, веруя, что таким образом выраженное почитание Иоанна IV привлекает благодать Божию в дела, требующие справедливого и нелицеприятного суда.

Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит С.-Петербургский и Ладожский. Русская Симфония.
Поделиться
Код для блога

Комментарии (1)

Показать комментарий
Добрый день. Предлагаю вам для ознакомления (можете и опубликовать на сайте)
статью о так называемом "Новгородском погроме" 1570 года. Я ее составил проанализировав доступные источники.
Постарался уйти от эмоциональности и найти факты. Понятно что 16 век и факты вроде все перебраны. Однако как мне кажется, получилось довольно интересно.

Я разместил статью в live-журнале. Там она только по частям влезла, хотя первоначально резать статью не предполагалось.

Может быть можно сократить анализ "повести ..." в начале - там много рассуждений РАН об исторической достоверности и распространении "повести..." которая попала в десятки летописей и стала неоспоримым фактом для многих историков (например для Карамзина). Думаю, можно урезать эту часть.

Адрес моей статейки http://mefodiy2009.livejournal.com/1613.html
e-mail [email protected]
Александр (Гости) 16 октября 2009 22:32 Цитировать
Александр Анкета

На сайте с -- || Комментариев: 0 Публикаций: 0

Популярное

Последние новости

Сегодня 12 ноября, Понедельник(30 октября по церковному календарю)

Святой Стефан Милютин.

Трапеза:Поста нет.

Сщмч. Зиновия (икона), еп. Егейского, и сестры его Зиновии (икона). Сщмч. Леонида пресвитера. Сщмч. Матфея диакона. Апп. от 70-ти Тертия, Марка (икона), Иуста и Артемы. Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского. Мц. Евтропии (икона) Александрийской. Мц. Анастасии (икона) Солунской. Св. Стефана (икона, молитвы) Милютина, короля Сербского, брата его Драгутина (икона, молитвы) и матери их Елены (икона). Озерянской (молитвы) иконы Божией Матери.

Готовы ли Вы противостоять биометрическим документам?

Не при каких условиях не приму биометрический документ
Отношусь отрицательно, но не вижу большой опасности
Не знаком с темой
Я не против биоаметрии
Голосовать Результаты

насос консольный Заборы для любых объектов - изготовление, монтаж.

наверх