
Этот пост дошел до наших дней из древних времен Христианства. В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, сохранилось ясное указание на Успенский пост: "Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний — в седьмом месяце (Успенский), для зимы — зимний (Рождественский)".
До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует воздерживаться от этих плодов. По преданию св. отцов, «если же кто от братии снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август».
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.
В посте телесном на первом плане —
воздержание от обильной, вкусной и сладкой
пищи; в посте духовном —
воздержание от страстных греховных
движений, услаждающих наши чувственные
наклонности и пороки. Там — оставление пищи
скоромной — более питательной и употребление пищи
постной — менее питательной; здесь —
оставление любимых грехов и прегрешений и
упражнение в противоположных им добродетелях.
Сущность поста выражена в следующей
церковной песне: «Постясь от брашен, душа
моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся
неядением: ибо — если пост не принесет тебе
исправления, то возненавидена будет от
Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам,
никогда не ядущим».
И Великий, и Успенский посты особенно строги к
развлечениям — в императорской России
даже гражданские законы запрещали во время
Великого и Успенского постов публичные
маскарады, зрелища, спектакли.
Успенский пост начинается с праздника
«Происхождение (изнесение) честных древ
Животворящего Креста
Господня». Впрочем, таинственное
выражение «происхождение древ
Креста» обозначает просто крестный ход.
По строгости Успенский пост не уступает Великому, поэтому сгодятся рецепты великопостной кухни. Понедельник, среда, пятница — сухоядение. Вторник, четверг — горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день Преображения Господня 19 августа разрешается рыба. Рыбный день в Успение, если он придется на среду или пятницу.