2 ноября отмечался день кончины приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Владыка Иоанн – выдающийся деятель Русской Православной Церкви, мыслитель, богослов и историк. Он особенно почитаем в среде русских православных патриотов и просто православных людей, держащихся многовековых преданий Церкви. Деятельность митрополита Иоанна способствовала росту широкого православного движения за чистоту Веры и сохранение тысячелетней православной традиции. Об этом все его книги и статьи.
В произведениях великого православного мыслителя и богослова митрополита Иоанна раскрывается духовная история Руси с момента Крещения и до наших дней. Православный взгляд на события совершенно по-новому объясняет главные события Русского государства, дает надежду понять и осмыслить не только настоящее, но и будущее России. Мудрое и очистительное слово владыки Иоанна подобно набату пробуждает нацию от духовного сна, вновь и вновь напоминает всем нам: Русь – подножие Престола Господня, русский народ – хранитель чистоты Православной веры.
В обычной жизни Владыка был смиреннейший человек, но если дело касалось Церкви, веры, духовных вопросов – умел настоять на своем. По свидетельствам окружающих его людей, он ничего и никого не боялся, кроме Бога.
Став петербургским митрополитом, владыка Иоанн приобрел известность в широких кругах общественности как непримиримый сектоборец, монархист, антисемит, антизападник, чей общественный идеал – «Святая Русь» без «жидов» и «католиков». Владыка Иоанн понимал, что все ереси в России являются инструментами врагов для погубления Православия, а значит и русского народа. Свою позицию приснопамятный митрополит доводил до людей через многочисленные публичные выступления.
Власть новой России с прозападной политикой ельцинской администрации постоянно находилась под критическим прицелом владыки Иоанна. Во времена его служения Петербургская епархия приобрела славу одной из самых консервативных в России.
Без сомнения, владыка Иоанн был крупнейшим мыслителем и величайшим религиозно-нравственным авторитетом наших дней. Его исследования, публицистика – свидетельство нового взлета и расцвета русского православного богословского и историко-философского творчества, всегда безстрашного и исполненного благодатной глубины и правды. Митрополит стал духовным отцом и путеводителем русского народа. А если учесть, что именно судьба России сегодня является эпицентром мировой истории, то значение деятельности Владыки возрастает до общечеловеческих масштабов.
Жизненную позицию митрополита Иоанна (Снычева) в полной мере можно выразить словами митрополита Филарета (Дроздова): « Люби врагов своих, гнушайся врагами Христа и рази врагов Отечества».
Его оружием в борьбе с врагами Отечества были перо и бумага. В книге «Самодержавие Духа» владыка Иоанн предстает перед нами как грозный и безкомпромиссный обличитель власть имущих: «Всеобщее прямое избирательное право – явление аморальное и разрушительное, ибо развивает политический цинизм до невероятных размеров, делает народ объектом безчестных манипуляций, получающих при современном развитии СМИ, поистине безудержный размах».
Владыка Иоанна имел горячее чувство негодования на тех людей, кто участвовал и сейчас участвует в деле разрушения русской государственности и Православия, которыми русский человек жил тысячелетиями.
В искренности этого русского иерарха сомневаться не приходится, т.к. многие люди свидетельствуют о его честности правдивости и внутреннем смирении, которые Владыка проявлял в повседневной жизни.
Очень быстро он стал признанным духовным лидером православно-патриотических, национальных сил России. Одно упоминание его имени вызывало у «демократических» разрушителей страны дрожь ненависти. По сути, владыка Иоанн стал создателем современной идеологии русского национального возрождения – столь долгожданного для одних и так ненавистного другим. Впрочем, это была лишь одна из областей многогранной его деятельности.
За то, что митрополит Иоанн был противником ереси экуменизма и сторонником восстановления в России Самодержавной Монархии, экуменисты, ратующие за более тесное взаимодействие Церкви с католиками и протестантами, называют митрополита Иоанна религиозным фанатиком и мракобесом, черносотенцем. За это же экуменисты горят желанием стереть в сердцах людей память об этом пламенном пастыре.
Однако 14 лет, прошедшие с момента его кончины, свидетельствуют о том, что народное почитание Владыки чрезвычайно широко и с каждым годом оно становится все шире. Так, недавно, 26 сентября / 9 октября, в день Ангела и день рождения Владыки в Самаре, был установлен памятный крест на месте будущего памятника митрополиту Иоанну. Примечательно, что установка памятника инициирована верующим православным народом, как выражение глубочайшего почитания Святителя, а не указом «сверху», как это часто бывает с сомнительными историческими деятелями, память о которых искусственно навязывается людям небольшим числом их последователей.
В Санкт-Петербурге, на Никольском кладбище, где похоронен митрополит Иоанн, в день памяти его праведной кончины ежегодно собирается огромное количество людей. Но и в будние дни туда не прекращается поток почитателей доброго архипастыря. Многие православные, обращающиеся к митрополиту Иоанну с молитвенными просьбами, с уверенностью говорят о том, что через некоторое время он обязательно будет прославлен в лике святых угодников Божиих. И когда над гробом Владыки раздается обычная для всех православных панихид «вечная память», в сердцах множества православных невольно раздаются слова: «Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!»
Вера Надеждина, Русский календарь
