Среда, 21 января 2009, 7:46

Православие, Религия

Холод не стал помехой для купания в крещенской проруби

Холод не стал помехой для купания в крещенской прорубиВ старое время родилась на Руси традиция - в праздник Богоявления окунаться в крещенскую прорубь - Иордань, несмотря на суровые и жестокие зимние холода.

Эта традиция сохранилась до наших дней. Повсюду в России - и на теплом юге, и в суровой Сибири - на Крещение люди купаются в естественных водоемах: реках, озерах, морях.

Однако нельзя забывать, что, прежде чем "прыгать" в прорубь , надо побывать на богослужении, покаяться в грехах на исповеди, причаститься Святых Таин Христовых. И тогда омовение освященной водою принесет нам пользу для духа и тела.

"Почти 150 тысяч москвичей ( а по всей России куда больше) приняли участие в праздничных богослужениях вечером в воскресенье и в ночь на понедельник. Ночные богослужения посетили 36 тысяч человек и 27 300 жителей Москвы встретили праздник в Крещенской купели", - рассказал в понедельник представитель управления информации столичного УВД. Все желающие могли окунуться в 15 специально организованных для этих целей местах" - рассказал в понедельник представитель управления информации столичного УВД

"В прошлом году этот показатель был в два с лишним раза ниже. Тогда в пяти водоемах купалось около 12 тысяч человек", - отметил милиционер.

Как передает "Инетрфакс", в 2008 году в службах приняло участие в полтора раза меньше людей - 101 тысяча человек.

Отмечаемый 19 января праздник установлен в память описанного в Евангелиях Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан (Еванг. от Матфея, глава 3, стихи 13-17, Еванг. от Марка, глава 1, стихи 9-11, Еванг. от Луки, глава 3, стихи 21-22).

Праздник получил название Богоявление (греч. Epiphania, Theophania), поскольку во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.

Согласно христианскому вероучению, именно после Крещения Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, приводящее в жизнь вечную. Поэтому принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к Церкви (Еванг. от Иоанна, глава 3, стих 5).

В древности существовал обычай совершать в праздник Богоявления крещение оглашенных (или "оглашаемых христианским учением", т.е. готовящихся принять таинство Крещения), поэтому праздник называли также Святым днем светов, или праздником Просвещения.

В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II в. и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым. В IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а за праздником Богоявления сохранилась прежняя дата - 6 января.

В традиции Восточной Церкви общее празднование Богоявления продолжается 12 дней (2-14 января). Ближайший перед праздником воскресный день называется Неделей перед Просвещением. В навечерие праздника совершается особое богослужение - царские часы и соблюдается строгий пост - крещенский сочельник. В первый день праздника прославляется само событие Богоявления - Крещение Иисуса и явление трех лиц Божества. Второй день праздника (7 января) посвящается воспоминанию и прославлению Иоанна Крестителя как совершившего таинство Крещения Господня (Еванг. от Матфея, глава 3, стихи14-15) - поэтому он получил название Собор Иоанна Предтечи.

Характерным элементом праздника является обряд водоосвящения - "великого освящения воды на Иордане", который в сельской местности обычно совершается в естественных водоемах, а в городских условиях - в храмах. Эта традиция сложилась еще в первые века христианства. Вода, освященная в праздник Богоявления, считается святыней (греч. agiasma): ее хранят на протяжении всего года, окропляют ею различные предметы, принимают в случае болезни и дают пить тем, кто по каким-либо причинам не может быть допущен к таинству Евхаристии.

Протоиерей Игорь Пчелинцев разъясняет некоторые вопросы о крещенской воде:

— Что такое крещенская вода? Чем она отличается от обычной?

— Освящение воды — это призывание на нее благодати Святого Духа. Человек верующий пьет святую воду не просто для утоления жажды, а ради усвоения ее благодатных свойств, для излечения от болезни или душевного уныния, очищения жилища от всяческой скверны. Окропление и омовение изгоняют вражеские силы.

— С какого числа, с какого времени вода считается освященной?

Здесь исчисление не астрономическое, в церкви все достаточно просто. Накануне Крещения, в Крещенский сочельник, совершается литургия и освящение воды. Это первоосвящение. Так получилось исторически, что освящают воду два раза: первый раз — накануне Крещения в храме. Потом по обычаю — в основном, наверное, русскому — шли освящать живую воду — источники, озера, реки, рубили во льду проруби , украшали их, возводили чуть ли не часовни из льда.

В древности чаще, а сейчас реже богослужение совершается ночью. В народе бытует мнение, что вода становится священной с 00.00 ночи, и я бы не стал это полностью опровергать, хотя как человек церковный больше ориентируюсь на то, что происходит в храме. Освятили в храме воду — с этой минуты она становится святой.

— То есть эта вода используется как некое оружие?

— Да, но это духовное оружие.

Великое водоосвящение проводится два раза в год. В день Крещенского сочельника постятся, чтобы выпить этой воды натощак.

Особенность Богослужения этого праздника — великое освящение воды, совершаемое накануне в Крещенский сочельник во время литургии. В некоторых церквях водоосвящение бывает еще на источниках, реках и озерах, куда священнослужители выходят крестным ходом, который называется ходом на Иордан.

У верующих людей есть благочестивый обычай — утром натощак выпивать немножко крещенской воды и съедать кусочек церковной просфоры, который берут в храме в субботу-воскресенье. Если в дни церковных праздников нет возможности сходить на службу, помолитесь дома и покропите святой водичкой свое жилище.
Купание не является обязательным правилом. Дело это благословенное, но не обязательное. Ведь люди разные, кто-то может искупаться в ледяной воде зимой, а кто-то нет, кому-то это неполезно — состояние здоровья такое, что не по силам. А для некоторых купания в крещенской проруби становятся искушением — слишком много на себя берет. Церковь не требует от человека подвига свыше его сил. Можно прийти домой и не ледяной крещенской водой, а просто прохладной, окатиться в ванной, поскольку благодатная сила одна. И зависит она не от температуры воды, не от ее количества и качества, а от веры человека.

С праздником Святого Богоявления и Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

Ронс-информ

 (голосов: 0)

Просмотров: 1053

Холод не стал помехой для купания в крещенской проруби

 

Теги: Православие, здоровье, Россия

Холод не стал помехой для купания в крещенской проруби, главные слова: Крещения, Богоявления, праздник, праздника, Еванг, глава, Иисуса, традиция, тысяч, храме, время, крещенской, совершается, праздником, января, человек, является, понедельник, Иоанна, просто
Добавление комментария
Ваше имя:
Ваш e-mail:
 
 
Код:
Введите код:
 

Портал русский взгляд

Опрос
Как вы соблюдаете пост?
Воздерживаюсь от скоромной пищи, и только
Воздерживаюсь от развлечений, осуждений и раздражения
Выполняю оба предыдущие пункта
Не соблюдаю пост, но хочу начать
Не соблюдаю пост вообще


Новости партнёров

Снова в поход идёт крестный ход

В 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялся международный пеший крестный ход «Россия-Белоруссия-Украина», посвященный 60-летию Победы над фашистской ...

Новые издания редакции

В последнем месяце года вышло пять номеров еженедельной православной газеты «Мир». Ведущей декабрьской темой стали дискуссии об автокефалистских тенденциях в УПЦ, о том, каким путем можно достичь ...

Александр Крутов - Слово редактора - ТОСКА ПО СВЯТОЙ РУСИ

Пора всем нам от слов, про объединяющую роль Православия, которое может превратить наше общество в дееспособную нацию, перейти к делу — воспитанию граждан в духе христианской морали и ...

Александр Бобров - "Смерть можно будет побороть усильем воскресенья..."

  10 февраля 1890 года, 120 лет назад родился Борис Пастернак, русский поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе

© 2008-2010 Православное агентство информации Русский Взгляд
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
xml карта сайта русский взгляд
Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов Кольцо Патриотических Ресурсов