– Ты поминаешь Кирилла?
– Поминаю, – говорю, – а что делать?..
– А я не поминаю, – сказала знакомая. – Он же еретик и тайный католик!..
Услышав такой ответ, я запротестовала:
– Да, конечно, это все так, но поминать Патриарха необходимо!
– А почему его надо поминать? Помнишь, ты мне сама давала книжку, где написано, что кто с еретиком помолится, тот сам становится еретиком? Зачем же нам поминать Патриарха-еретика? – недоумевала она.
– Да, верно, каноны запрещают молиться с еретиками, но с какими? – с осужденными святой Церковью: «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен» (10-е Апостольское правило).
В церковных канонах (в разговоре со знакомой я не назвала, в каких именно, и не процитировала дословно, но сейчас пишу точно, так как, придя домой, специально нашла эти места в Книге Правил) написано, что нельзя отделяться от Патриарха, покуда он соборно не осужден: «Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует Патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отсупити от общения со своим Патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии…» (15-е Правило Двукратного Константинопольского Собора). Мирянин же в таком случае, когда он самовольно перестает поминать своего Патриарха, подлежит отлучению от Церкви (см.: 13, 14-е Правила того же Собора).
Но ни Патриарх Кирилл, ни исповедуемая им ересь экуменизма сейчас еще не осуждены ни одним Церковным собором, поэтому если его не поминать – это будет раскол.
Ересь же его на данный момент не распространяется на чад Церкви, которые твердо держатся Православия: «Всякий достоин веры к очищению тебя, только бы он был из числа получивших на это власть, не осужденных явно и не отчужденных от Церкви», – пишет свт. Григорий Богослов.
Мы, миряне, не имеем права восхищать себе суд, принадлежащий в Церкви епископам, – заключила я.
– Но какой же Собор его осудит, если он на соборах своих подданных собирает, таких же как он сам – еретиков? – поинтересовалась женщина.
– По пророчествам, Собор соберет Русский Царь: «В России, – говорили старцы, – по воле народа будет восстановлена Монархия, Самодержавная власть. Господь предызбрал будущего Царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Он прежде всего наведет порядок в Церкви Православной, удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малым исключением, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место» (Архиепископ Феофан Полтавский, духовник святой Царской Семьи).
Слава Богу, после нашего разговора знакомая поменяла свою точку зрения: согласилась, что поминать Патриарха Кирилла, покуда он соборно не осужден, – долг каждого члена Русской Православной Церкви. Однако, думаю, что немало людей сегодня недоумевают и смущаются подобно этой простой верующей женщине, поэтому я и решила написать вам с просьбой опубликовать мое письмо на вашем сайте.
Р.Б. Людмила, г. Сухиничи Калужской области, сайт «Народное приношение Архиерейскому собору».